Посещения - Яндекс.Метрика

Природа

Этот раздел "Природа" из темы "Хобби" поставил первым потому, что приобщился к нему раньше всех. Еще в возрасте 8-9 лет я начал ездить с отцом на охоту. Обычно это был воскресный день, когда отец с шофером-охотником на служебной машине ездили рано утром на охоту (в 4-5 часов утра) по тракту "Ухта-Тобысь"или "Ухта-Войвож".

Иногда, воспользовавшись тем, что я сладко сплю, он "втихаря" уезжал без меня. После чего я долго, иногда со слезами на глазах, канючил маму за то, что она меня не разбудила перед его отъездом на охоту.

Когда мой брат Володя (он на два года младше меня) чуть повзрослел, отец стал брать на охоту нас двоих. Чтобы не проспать отъезд на охоту, я предпринимал контрмеры: ставил перед выходной дверью раскладушку, полностью одевался (вплоть до пальто, кроме обуви) ставил под раскладушку будильник и ложился спать.

Были случаи, когда отец (или мама) "воровали" из-под меня будильник, а потом тихонько отодвигали раскладушку и опять отец ускользал на охоту без меня. И вновь ...капризы.

Иногда мы уезжали на охоту с отцом без брата. Тогда и он стал ложиться спать в полном "обмундировании" рядом с раскладушкой у двери (прямо на полу). Помню случаи, когда мы с братом по звонку вставали в надежде поехать на охоту, во дворе уже просигналила машина, а отец отказывался ехать (был "не в форме"). Вот тут мы с братом в два голоса ревели у кровати родителей, будили отца и уговаривали ехать на охоту.

В возрасте примерно 11 лет, когда отец купил небольшую малокалиберную винтовку ТОЗ-11, я стал уже сам стрелять дичь. Однажды (в начале зимы) я со 2 или 3 го выстрела подбил косача (тетерева), от счастья рванул по снежным сугробам от дороги в лес к той березе, где сидела стая косачей, нашел в снегу подбитого тетерева и добрался до машины. Набрал полные валенки снега, но зато какой восторг рвался из моей груди.

Сейчас я прокомментирую некоторые фотографии из этого этапа моей жизни.

Эти цветные фото я подобрал из интернета. Хотя похожие места я видел и в верховьях реки Ухты (примерно 100-150 км. от города), куда несколько раз мы с отцом, братом (иногда и с другими друзьями отца) плавали на лодке (рыбалка, охота)

Похожие места есть в верховьях рек Кедва, Белая Кедва, Ухта, Седью, а также по реке Ижма.

А это мая самая любимая собака по кличке Сокол. Эта собака прожила у нас дольше всех других наших собак (около 14 лет), захватив период моего школьного детства и учебы в институте. Универсальная собака: на охоте работала по зверю, боровой дичи, вытаскивала убитых уток с воды, была незаменимой охраной.

Запомнился один случай (это был последний год, когда я с Соколом охотничал).

Еще будучи студентом, в августе месяце я приезжал в Ухту на каникулы.

Шли мы с ним по лесной тропинке вдоль реки Ижмы. Смотрю, поперек тропы лежит здоровая (наверно в два обхвата) пихта. "Перевалили" мы с ним эту "лесину".

Я сел на не верхом и рещил отдохнуть и перекусить. Сокол лег около моих ног и "задремал". Прошло минут 10. Я решил над ним подшутить.

Тихонько перенес ноги на противоположную сторону ствола дерева, отошел немного в обратную сторону от нашего движения, встал за густое дерево и тихонько свистнул. Смотрю, что будет делать собака?

От свиста Сокол вскочил на ноги, пробежался вперед по ходу нашего движения, обнюхивая землю в поиске следов хозяина, покружился по бокам тропы. Видно ничего не "унюхал", вернулся к поваленному дереву, сел на задние лапы, задрал голову вверх и так жалобно завыл, что у меня даже сердце защемило, на глазах появились слезы.

Я вышел из-за "укрытия", громко позвал его. Он перепрыгнул через поваленное дерево, подскочил ко мне и так стал прыгать на меня, прямо с лаем. Видно хотел сказать:"Ну и шуточки у тебя, молодой хозяин?"...

Карта №1

Однажды в 1955г. друг моего отца Дуркин Алексей Гаврилович (из поселка Водный), сказал ему: "Бери в июле отпуск, покупай деревянную лодку у местных жителей, бери своего старшего сына, я возьму своего племянника, и поплывем мы в верховья реки Ухты, и даю тебе слово: ты забудешь о курортах на югах!"

Так оно и случилось. В июле, из города на грузовой машине (вместе с двумя лодками) добрались до моста через реку Тобысь, спустились по этой реке до устья (до реки Ухты, цифра 1 на левой карте) и на шестах, стали подниматься вверх по реке Ухте (еще примерно 50-60км., немного выше д.Переволок, карта справа ).

Красный эллипс на левой карте-место сбора белых грибов.

Карта №2

Такое же "турне" мы в этом же составе повторили в 1956г.

Это было для меня, по крайней мере, что-то неповторимое!!! Именно Дуркин научил нас многим рыболовным тонкостям ловли хариуса: делать специальные узлы для сменных поводков на удочку, разноцветные мушки на тройниках, блесна; в какую погоду, в каких местах и на какую снасть лучше всего ловится хариус.

В 1957г. я уехал учиться в Казань, но почти каждый год (пока был жив отец) я приезжал в Ухту и вместе с ним, младшим братом, иногда и с мамой, мы отправлялись на "наши курорты" (реки Ухта, Ижма, Седью, Кедва и Белая Кедва).

Ниже привожу еще ряд снимков с короткими комментариями.

Карта №3

Карта №4

Это река Белая Кедва. От Ухты примерно 160км. На моторной лодке- 2-3 дня пути (с остановками на обед и ночлег). Вниз по р.Ухте, р.Ижме (до дер.Кедва), затем вверх по р.Кедва и р.Белая Кедва.

Вода чистая (как в верховьях р.Ухты). На глубине 1,5-2м с лодки виден на дне каждый камушек. Вдоль реки на удалении 5-10км. есть охотничьи избушки. Некоторые из них видны с реки, но большинство "прячутся" в лесу. Поэтому не каждую найдешь.

Если есть палатка, то ночлег можно организовать в любом удобном месте (желательно на открытом, песчаном участке берега реки- меньше комаров). Ловля хариуса удочкой на мушку - самый интересный вид летней рыбалки.

Можно "заморить червячка" прямо в лодке, не вылезая на берег. Взял кружку, черпанул из речки водичку, размочил сухарик и ...(сэкономил время для любимой рыбалки).

По классификации моего отца хариус делился на 3 группы: "солдатики" (до 15см. в длину), "офицеры" (15-25см.) и "генералы" (свыше 25см.). Экземпляры весом около 1кг. за один сезон попадались всего 3-5 штук.

За сезон заготовляли 1-2 бочки засоленного хариуса, грибы и дичь- только для еды, ягоды (красную смородину) собирали на обратном пути в эмалированные ведра или в бочку (на карте сверху слева, цифра 2).

Эта щука попалась на "рогатку" (на живца) в одной из стариц р.Белая Кедва. Чтобы ее вытащить, мне и брату пришлось специально нести к старице 2 резиновые лодки, накачивать их, а затем вдвоем "с боем" вытащили шуку, запутавшуюся с леской (жилкой) в прибрежных кустах.

После охоты на одной из стариц р.Белая Кедва. Добыча-пара уток. Не все же время есть вареную да жареную рыбу (надоедает!). Иногда и неплохо отведать дичь: уток, рябчиков, косача или молодого глухаря.

В один из таких походов на старицу я был свидетелем как утка спаслась от нападавшего на нее ястреба.

Я вышел из зарослей леса на заросший кустарником и высокой травой берег старицы. Вдруг вижу, как из-за поворота вдоль старицы в мою сторону, на высоте примерно 3-4 метра от воды, летит утка. Я приготовился стрелять.

Смотрю, утка стала "маневрировать в полете" (делать резкие повороты в разные стороны снижаясь к воде). И тут я заметил, что наперерез ей, сверху "камнем падает" ястреб. Прижав крылья к туловищу, он только чуть-чуть выдвигал то правое, то левое крыло для изменения траектории падения, нацеливаясь на перехват маневрирующей утки.

Это был первый и единственный раз в жизни, когда я наяву увидел этот миг атаки. Вся эта сценка заняла наверно не более 20-30 секунд.

Утка, видно поняв, что ей не уйти от лап хищника, сложила крылья и, с высоты примерно 1,5-2 метра, камнем упала в воду и сразу же нырнула. Куда и в какую сторону под водой она ушла, я уже не видел (быстрее всего она занырнула в ближайшие прибрежные кусты, коряги, береговые промоины). Зато я увидел, с каким грохотом плюхнулся в воду ястреб. Две- четыре секунды он видно "с тоской" соображал, что же ему теперь делать, а может быть приходил в себя от удара об воду . Затем очень тяжело заработал крыльями, еле-еле оторвался от воды и полетел прочь.

Белая Кедва. Обед у палатки. Вечерний клев начнется после 16-17 часов.

Собака ждет "подачки". Поначалу она "воротит нос" от сваренных специально для нее рыбьих потрахов (правда верхний слой рыбьего жира мы собирали для себяи пили его 1-2 раза в день по чайной ложке), но когда проголодается- все съест. Особенно подчищала она эту еду, сваленную и запрятанную в песке, на обратном пути, когда мы возвращались домой.

Иногда "с голодухи" собака начинала "мышковать". Изредко ей перепадали лапки и голова боровой дичи, подбитой с её участием.

Белая Кедва. Временный лагерь-стоянка на облюбованном берегу. Обед! Походный скарб: лодка, мешок и рюкзак с сухарями, сахаром, солью (слева), в центре "стол-буфет" (склад продуктов "на скорую руку" и посуды), два маленьких бочонка для ягод на обратном пути или сушоных грибов), надувные кружки из комплекта резиновой лодки, котелки, миски, чайники.

Я, мой отец, за ним его знакомый рыбак-охотник, а снимает - мой брат Владимир.

Середина дня. Рыба отдыхает после утреннего жора, прячется в тенечке, а у нас жор только наступает. Обедаем.

После 16-17 часов ситуация меняется на обратное, мы стремимся воспользоваться этим. Еще часа два-три ловим хариуса.

Это Я, но не механик. Основным и надежным механиком по подвесным лодочным моторам был мой брат Владимир. По  реке Ижма от устья р.Ухты до деревни Кедва, он был самым востребованным механиком подвесных и стационарных лодочных моторов.

Его способности знали близкие друзья в Ухте и многие местные жители от Усть-Ухты до Кедвы.

Этот снимок сделал Владимир.

Какая прозрачная вода!!!

У противоположного берега, на глубине, около подмытых или утопленных пней, коряг, деревьев - хариус!!!

Карта №5

Местный рыбак-охотник с п.Аким Шахтаров, хозяин этой избушки, которая находится примерно в 20 км. от деревни Аким (вниз по течению р.Ижма, карта слева, цифра 1).

Когда-то мы с отцом здесь ночевали вместе с Шахтаровым.

Рядом с избой в р.Ижма впадает речушка Дресвянка?? Вверх по её течению встречаются хорошие боры, болота и небольшое озеро, куда часто осенью садятся утки, согнанные с реки Ижма моторными лодками. Бора и болота богаты грибами и ягодами.

На снимке мой отец рассказывает Шахтарову, какой "генерал" (хариус крупного размера) у него сорвался с крючка удочки.

Этот самец семги "залез" ночью в сеть, установленную накануне Шахтаровым в заливчике, недалеко от избушки. Утром, когда он поплыл на лодке проверять сеть и "почувствовал" этого "кита", побоялся в одиночку "сразиться" с ним.

Вернулся к избушке, позвал моего отца, вдвоем они справились!!!

В то утро я рано ушел на охоту на лесное озеро, расположенное в 2-3 км. от избушки. Поэтому сцену "битвы с этим китом" не застал. Зато разговор об этой "битве" шел весь оставшийся день. И как они применяли в качестве оружия шест и прихваченный топор, и как чуть не ложились на этого самца в лодке, чтобы успокоить его, а затем оглушить, и как оба промокли, и много, много как...как.

Весь день, поочереди фотографировались в "обнимку" с этим самцом. Шахтаров с отцом позже располовинили эту рыбеху.

Карта №6

Эти три снимка относятся к периоду 1960-1961г (точно не помню), когда мы вдвоем с одним ухтинцем, примерно моего возраста (кстати, он учился тоже в КАИ, но на факультете приборостроения) спускались на двух надувных лодках по реке Ай-ю-Ва от станции Керки до устья, затем по р.Ижма до станции Сосногорск (карта №6). Забыл его фамилию, помню только, что звали его Виктор.

Очередной привал с ночлегом у лесной избушки. Сабака и второе ружье - моего напарника.

Хорошие обычаи были у местных рыбаков-охотников: как правило в избушке они оставляли несколько поленьев сухой сосны, бересту для растопки печурки в избе или костра около избы, немного соли, свечку, спички, иногда даже чайник с кружками. Освобождаешь избу-будь добр восполни израсходованное!

Встречались правда "горе охотники", которые не соблюдали этих обычаев, воровали, не восполняли израсходованное, рубили щепки для розжига из бревен избы, стреляли в дверь (использовали её вместо мишени), оставляли после себя в избе бардак.

Продолжение "спуска" по реке Ай-ю-Ва. Меня снимает мой напарник по этому походу.

Еще один привал с ночлегом и ранним завтраком у стога сена (наш ночной приют у реки Ай-ю-Ва). После ночевки, свою "берлогу" внутри стога сена, затыкаешь выташенным наружу сеном.

Вообще охота и рыбалка здесь были посредственными. Не сравнить с удачей по верховьям рек Ухты и Кедвы (Белой Кедвы).

Все это "турне" заняло около недели.

Этот снимок сделан несколькими годами позже. Осень.

Место съемки: р.Ижма, недалеко от избушки у переката "Бычье горло". Здесь мы с моим отцом "квартировали" около недели. В один из дней я сходил на охоту в район лесных озер. Трофеи- пара уток (на снимке).

Но запомнилась мне эта избушка ещё тем, что в конце недели нашего пребывания неожиданно ночью выпал снег. Утром встали-кругом все бело! Я пошел опять на охоту в сторону озер. В одном месте увидел два подозрительных полукруглых снежных бугорка. Смахнул ногой снег и увидел гриб (красноголовик-подосиновик), чистый, крепкий. Стал внимательно всматриваться и вытаскивать из-под снега грибы. Набил пол-рюкзака! Вот это был "улов". Я даже не пошел дальше на охоту.

Карта №7

"Трусливо-смелый" заяц.

1960-1963гг. Неизвестная речушка, левый приток реки Ижма, 15-20 км. ниже д.Кедва. Начало мая. Ранним утром брат Владимир подбросил меня на моторной лодке к устью этой речушки (цифра №1), сам поплыл по Ижме охотничать на уток. Я пошел пешком вдоль берега этой речушки.

Реки уже открылись ото льда, в лесу ещё полно снега, на открытых местах снег почти расстаял. Когда я подошел к месту, отмеченному на схеме красным крестиком, увидел, как из леса, на ещё покрытую льдом старицу, выскочил заяц (на схеме синяя линия).

Похоже он собирался перебежать на другую сторону старицы. И почти одновременно в этом же месте на низкой высоте летел селезень (зелёная линия на схеме).

Зайчишка струхнул, сразу же повернул обратно к берегу.

У кромки берега сунул верхнюю часть туловища под выступающую ледяную глыбу и притих (а задок торчит наружу. Почти как страус.).

Селезень сел прямо на лед старицы (он, видно, тоже заметил зайца) и начал "во все горло" крякать. У зайчонка видно не выдержали нервы, он выскочил из "своего укрытия" и рванул вдоль берега старицы, почти без остановки прыгнул прямо в холодную воду, переплыл речку и убежал в лес (подальше от греха).

Карта №8

Когда проживал в Смоленске, познакомился и познал всю прелесть зимнего подледного лова. Постепенно обзавелся всем необходимым обмундированием и оснащением для этого вида рыбалки. Иногда заранее договаривались с сослуживцами, но чаще всего ездил один на попутной машине с рыбаками.

Обычно к 4-м утра в выходной день подходил на перекресток у плавбассейна (на схеме справа, цифра 6) и голосовал.Большая часть крытых машин (автобусов) с рыбаками проезжала именно здесь (на северные озера  Смоленщины: Касплянское, Акатовское, Рытое).

Однажды в воскресный день- проспал. Вышел на "точку погрузки" около 5-ти утра, никого нет. Судя по следам на свежем снегу, голосующих рыбачков было прилично (мартовская, теплая, тихая погода. Красота!).

Вдруг притормаживает УАЗик, выглядывает рыбачок и "молвит": "Ну что, рыбак, проспал? Хочешь с нами поехать, есть одно место в машине?"...У меня от радости, как в басне: "В зобу дыхание сперло". Приехали на Акатовское озеро. "Сбор в 5 вечера. Никого не ждем!"-таков закон! Разбрелись по большому озеру, кто-куда. Блуждая и прикидывая подходящее место, я наткнулся на две рядом засверленные и припорошенные свежим снегом лунки, здесь же под снегом-бугорочек каши (карта№8, цифра 1).

Видно, накануне, субботним днем, здесь кто-то рыбачил. Прочистил лунки, опустил специальной кормушкой остатками каши на дно, "зарядил" две удочки мотылем и стал ждать. Часов до десяти не было ни одной поклевки, хотел было уже поменять место, но... Началось!!! Около часа я беспрестанно "махал руками", вытаскивая подлещиков с 8-ми метровой глубины, 2-3 экземпляра пришлось продирать через лунку с помощью багорика. Были моменты, когда рыба клевала сразу на обеих удочках.

Потом клев стих, а затем совсем перестал...Улов-полный рыбацкий ящик (около 9-ти кг.), 32 хвоста, одни подлещики!!! Мои рыбаки с УАЗика аж ахнули, а у меня сердце колотилось также, как когда-то в детстве, когда я впервые убил косача.

Помню один интересный случай на рыбалке, связанный со Смоленском. В один из выходных дней, я с коллегами по работе со Смоленского авиазавода (человек 4-5, не помню кто конкретно) рыбачили на Днепре. Стою с удочкой за мелкими кустиками почти у самой кромки реки, поглядывая за проплывающим по течению поплавком. Вдруг, справа, я услышал резкий всплеск воды и шлепок. Повернул голову и увидел метрах в 3-х от меня, ниже по течению, маленький заливчик и ,утоптанная рыбацкими ножками, маленькая открытая площадка, а в полуметре от кромки воды на этой площадке лежит рыбеха (сорожка или красноперка, точно не помню, 30-35 см.), а рядом в воде, у самой кромки берега, здоровенная морда щуки (килограмма на 1,5).

- На кого прыгать, кого хватать?- "быстро" соображал я, - в воду за щукой? Вытолкнуть её двумя руками на берег, а потом взять и белую рыбёху. Нет, думаю, за двумя рыбками погонишься- ни одной не достанешь.

-Лучше возьми меня,- хватая ртом воздух, беззвучно "говорила" белая рыбеха, - для меня лучше погибнуть в котелке, чем в зубастой пасти "этой гадины". Рыбаки хоть вспомнят меня добрым словом, да еще и вес прибавят.

- А может быть это "золотая рыбка", да её потом отпустить,- мелькнула слабенькая мыслишка у меня, - за это попрошу у неё что-нибудь посолиднее. Может быть она и вышвернет мне из воды "эту гадину" (на уху)? Почти как в сказке о "золотой рыбке".

Только я рыпнулся из кустов на этот пятачок, как щука вмиг юркнула в глубину, а моя "золотая рыбка" заплясала на песке, готовая вновь вернуться в воду. Наверное передумала оказаться в котелке?

...Зато я оказался самым удачливым из дружков-рыбаков, а главное, они поверили в мой пересказ.

Мои "университеты" по информатике с 1990г. заставили меня забросить и охоту, и рыбалку (вскоре я и ружье продал, правда рыболовные снасти еще храню). Но и по сей день лес я не оставил!!! Каждый год на весь осенне-зимний-весенний период запасаюсь грибами, ягодами, лекарственными травами. Иногда с кем-либо из своей семьи, но чаще всего один, по выходным или отпускным дням, хожу на "заготовки" в лес.

В последнее время за дарами природы я хожу только пешком. До начала леса или болот от дома всего 10 мин. ходьбы. Отсюда и начинаются "мои дачи", которые тянутся на 3-15 км. Главное- знать места, календарь сбора "урожая" и не опаздывать.

Часов в 7-8 утра вышел и в 14-16 часов пришел. Разовый сбор "урожая": 4-9л. ягод (морошка, черника, голубика, брусника, клюква, шиповник, рябина), грибов (сыроежки, подосиновики, моховики-иванчики, опята, грибы для засолки, реже боровики, рыжики, грузди), лекарственные травы-1-2 пакета (иван-чай, крапива, мята, мать и мачеха, подорожник, лист и веточки черной смородины, малины, молодые побеги сосны).

Дни защиты "ДЕТЕЙ" (птичьего потомства).  Подробнее...

Дары природы 2016. Подробнее...   Дары природы 2017. Подробнее...    Дары природы 2018. Подробнее...   Дары природы 2019. Подробнее...

Дары природы 2020: Травы...   Ягоды...  Грибы...  Дары природы 2022: Дары22...  Дары природы 2023: Дары23...